вторник, 26 января 2016 г.

Защита окружающей среды города Краснодара как элемент экологического воспитания школьников

Экологическое воспитание – это одна из главных задач современной школы. Мы живем в век глобальных мировых проблем, одной из которой является проблема неблагоприятной окружающей среды. Более глубоко в эту проблему можно вникнуть на уроках кубановедения, так как ученик все неблагоприятные примеры может видеть воочию. Но самое главное, что можно не только констатировать факты экологических проблем, но и вместе со школьниками находить пути выхода из подобных ситуаций, тем самым развивая в них экологическую культуру.Экологическое воспитание в рамках предмета «кубановдение» имеет две цели:
· сформировать представление об экологических проблемах Краснодарского края и возможности их преодоления
· сформировать экологическую культуру школьника (соответствующее поведение, привычки).

Экологическое воспитание проходит незримой нитью через весь процесс образования в школе с 1 по 11 класс. Ученики уже в младшем возрасте понимают, что, к примеру, разбрасывать мусор – это плохо. С каждым годом обучения, становиться все сложнее привить ребятам экологическую культуру, которая так же важна, как и нравственная.

На уроках кубановедения больше применимы теоретические методы экологического воспитания (это уроки-лекции, дискуссии, экологические опросы). Накопленная теоретическая база позволит уже в ближайшем времени перейти к осуществлению практических задач – проведению экологических акций (очистке школьного двора и близлежащих территорий от мусора).

На каких экологических проблемах необходимо акцентировать внимание учеников на уроках кубановедения? Во-первых, на тех, проявления которых мы можем видеть каждый день (мусор на улицах, выхлопные газы машин), во-вторых, на более глобальных проблемах, касающиеся всех граждан города или края (засорение водоемов, влияние промышленных предприятий, вырубка леса). В качестве примера для рассмотрения на уроках я взяла проблемы, связанные с ухудшением экологии в городе Краснодаре.

Основными экологическими проблемами города являются: загрязнение водоемов, выхлопные газы автомобилей, деятельность промышленных предприятий, уничтожение природных объектов, мусор на улицах. Однако, мало просто их перечислить, необходимо выявить наиболее важные и злободневные. В рамках теоретического курса экологического воспитания школьников, было предложено ученикам 6-7 классов самостоятельно выбрать по степени важности проблемы окружающей среды нашего города.

Результаты опроса учеников показали, что наиболее важными с точки зрения подростков является проблема выхлопных газов автомобилей, она стоит на первом месте. За ней по степени значимости располагаются проблемы ухудшения окружающей среды из-за промышленных отходов и уничтожения природных объектов.

Действительно, самой главной экологической проблемой города, на сегодняшний день, является проблема загрязнения атмосферы, и тому много причин : выбросы от промышленных предприятий (ТЭЦ, котельные, химкомбинат и др), выхлопные газы автомобилей, сжигание мусора или листвы.

Также во время уроков перед учениками можно поставить такой проблемный вопрос: «Какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить загрязнение окружающей среды нашего города?».

Ответы на этот вопрос могут быть самыми разнообразными. Но они уже позволяют школьнику моделировать ситуацию и вдумчиво относиться к ней. Мои ученики предложили следующие пути решения экологических проблем в городе:

· увеличить количество мусорных баков;
· поставить таблички или баннеры предупреждающие о вреде загрязнения города;
· очистить водоемы от мусора, дно от ила;
· отслеживать, чтобы на улицах не бросали мусор;
· уменьшить количество рекламных листовок, которые раздают на улицах;
· создать специальные места для курения и выгула собак;
· поставить фильтры на промышленные объекты;
· перейти на машины с экологическим топливом или велосипеды;
· организовать волонтерские отряды, убирающие мусор;
· проводить акции по очистке города от мусора «Чистый четверг».

Но многие из предложенных мер не по силам обычным школьникам. Поэтому был уместен вопрос «А что вы сами можете сделать для сохранения благоприятной экологии в городе?». Большинство учеников предложило свою помощь в уборке города от мусора. Многие, задумавшись о будущем Краснодара наоборот решили НЕ бросать мусор в не отведенных для этого местах, НЕ уничтожать растительность. Некоторые захотели посадить деревья или цветы. И лишь несколько человек выступили с инициативой создать волонтерский отряд для защиты окружающей среды в нашем городе.

Путем подобных опросов решается не только вопрос формирования экологической культуры у школьников, но и создается фундамент для будущей разработки проектов защиты окружающей среды. После осмысления школьниками главных проблем, можно уже будет привлекать их в качестве участников экологических акций.

2 комментария:

  1. Это действительно очень серьезная проблема и очень приятно, что школьники обращают на нее внимание и предлагают варианты решения. Начинать формировать экологическую культуру необходимо в школьные годы, тогда может в будущем мы и увидим результат. Анастасии Михайловне хотелось бы пожелать не останавливаться на достигнутых результатах, привлекать новых участников, организовывать экологические акции при участии детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, здравствуйте! Спасибо за отзыв! ребятам действительно было интересно предложить возможные пути сохранения и поддержания хорошей экологической ситуации в городе. общими усилиями мы сделаем наш город чище и красивее!

      Удалить

Если вы хотите прокомментировать сообщение:
1. Введите комментарий и в графе подпись комментария выберите имя/url, заполняйте графу имя, а url оставьте без записей.
2. Если у вас есть аккаунт Google,выбирайте соответствующую графу.
3. Если вы не хотите раскрывать своего имени, тогда выбираете в подписи комментария режим анонимный.
После этого вы сможете отправить все,что напишите. Ваш отзыв важен для меня!

Что является главным символом города Краснодара?