вторник, 19 января 2016 г.

Работа с источниками как способ активизации учебной деятельности на уроках кубановедения.

Одним из способов построения уроков кубановедения, который стимулировал бы самостоятельную деятельность учащихся, формировал потребность в знаниях, интерес к предмету является использование источников.
Для начала необходимо определиться с понятием источник. С учениками мы подробно разбираем его в 6 классе, изучая тему «Источники информации о малой родине».

Существует множество определений термина «источник», но самое емкое и доступное для учеников следующее: «источник – это все, что содержит информацию».
Источники имеют большое видовое разнообразие. Самые распространенные – вещественные, письменные, художественные, картографические и другие. Именно с этими источниками и можно работать на уроках кубановедения.

Работа с источниками предполагает их интерпретацию. В интерпретации присутствуют три аспекта:
1. Содержание самого источника. Проверка достоверности информации, первичная оценка источника.
2. Толкование источника. Описание содержания или формы источника.
3. Ваше собственное понимание источника.

Кроме этого, важно провести анализ источника: внутренний и внешний.

Внутренний анализ:
• определение сохранности источника,
• определение подлинности источника,
• определение первичности источника,
• определение авторства источника,
• определение места и времени создания источника,
• определение цели создания источника,
• изучение истории источника

Внешний анализ:
• определение достоверности содержащейся в историческом источнике информации,
• сравнение возможных копий, вариантов, редакций или изданий и выявление различий и их причин,
• определение значимости содержащейся исторической информации,
• выработка рекомендаций для конкретно-исторического исследования.


Имея схему интерпретации и анализа источников мы можем на уроке работать с любым источником, учитывая его видовые особенности.
Для примера возьмем работу с несколькими видами источников, которые можно использовать на уроках кубановедения.

Использование вещественных источников. Такие источники можно использовать на уроках в 5 классе изучая Кубань в древности. На территории нашего края существовало множество археологических культур, проживали разные народы. Это разнообразие отразилось на истории края в каменном, бронзовом, железном веке. Народы жившие в это время на Кубани не имели письменности. Поэтому ученые сталкивается с проблемой - как восстановить историческое прошлое? (Подобный проблемный вопрос необходимо поставить перед учениками). Только с помощью археологических находок возможно реконструировать некоторые исторические события прошлого. Здесь нам и понадобятся вещественные источники. На уроке я использовала археологические находки, которые хранятся в нашем школьном музее.
Естественно, настоящие археологические артефакты не всегда возможно использовать на уроках. Тогда можно взять фото объекта, но в таком случае интерпретация его, может быть неполной.

Использование картографических источников. Начиная с курса кубановедения 7 класса дается характеристика войнам, которые проходили на территории Кубани, и в которых принимало участие кубанское казачье войско. Невозможно дать характеристику войны не видя театра военных действий. Поэтому на уроке важна работа с картой. Карта может дать не меньше информации, чем письменный источник, если ее правильно интерпретировать.Поэтому сначала надо отработать легенду карты — список или таблицу условных обозначений на карте с разъяснением их значения.

К примеру, какую информацию мы можем получить из карты? Внимательно посмотрев на легенду мы можем найти места крупнейших сражений, увидеть дату войны, театр военных действий, участников войны. Часто на карте, одной исторической эпохи могут изображаться несколько событий.

Использование письменных источников. Следующей формой работы может быть работа с письменными источниками. Одним из самых известных и распространенных письменных источников по истории Кубани является Жалованная грамота императрицы Екатерины II черноморским казакам.Проводя внутреннюю критику мы можем узнать из содержания: какую территорию, Екатерина II даровала казакам, обязанности казаков, порядок службы и многое другое.

Использование фонодокументов. Еще одним видом источников являются фонодокументы/ звуковые источники. Для анализа могут быть использованы аудиозаписи/фрагменты песен всемирно известного Кубанского казачьего хора.
Использование графических источников. Картины также являются источником знаний, пожалуй, одной из известных картин, связанных с Кубанью является картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Использование кино-источников. Важным источником в работе современного учителя является видео/кино источники. На уроках работа с фильмом можно построить не только на внешнем и внутреннем анализе, но и опираясь на специальные задания: после просмотра кинофрагмента, необходимо написать о чем фильм / либо дать ему название, -я уже знал… - я узнал, что… , - мне понравилось…

Таким образом, видовое разнообразие источников позволяет на протяжении изучении всего курса «Кубановедения» с 1 по 11 класс использовать эту технологию. Применяя на уроках работу с различными источниками, можно не только выработать навыки работы с ними, но и повысить интерес учащихся к самому предмету «Кубановедение».



2 комментария:

  1. Евгения Баладыга27 января 2016 г., 19:24

    Анастасия Михайловна, очень полезная статья! Впрочем, как и все остальные.
    С большим интересом слежу за вашей деятельностью. Успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Евгения! Приятно слышать, что вас интересует работа учителя кубановедения. Надеюсь, материалы блога будут полезны вам

      Удалить

Если вы хотите прокомментировать сообщение:
1. Введите комментарий и в графе подпись комментария выберите имя/url, заполняйте графу имя, а url оставьте без записей.
2. Если у вас есть аккаунт Google,выбирайте соответствующую графу.
3. Если вы не хотите раскрывать своего имени, тогда выбираете в подписи комментария режим анонимный.
После этого вы сможете отправить все,что напишите. Ваш отзыв важен для меня!

Что является главным символом города Краснодара?